Купить готовую CRM-систему или писать свою собственную?

В современном бизнесе обойтись без использования специальных CRM-систем практически невозможно. Первый вопрос, который возникает:купить готовую CRM-систему или писать свою собственную, настроенную именно под конкретно свой бизнес?

облачная crm

Облачная CRM-система

Если для Вашей отрасли уже написано хорошее CRM решение, то Вам написать такое же решение с нуля, пройдя через все грабли на этом пути, может оказаться существенно дольше и дороже, чем пойти и купить, если сравнивать все прямые и непрямые расходы (включая, то время, которое бизнес-пользователи потратят на обсуждение, анализ, отладку и тестирование новой системы). Хороший вариант — облачная crm. С ее помощью вы сможете контролировать все аспекты вашего бизнеса!

Создание своей собственной CRM-системы

При создании любой системы возникает как правило несколько ключевых аспектов: технологические, поддержка основных бизнес-процессов, аналитические возможности системы и обеспечение обратной связи на местах о результатах работы системы. Технологические аспекты — возможность использования системы децентрализовано, данные должны передаваться быстро по каналам связи, доступным в настоящий момент. Должна быть обеспечена возможность централизованного управления и обновления системы на рабочих местах.

По опыту, написать своими силами получается неплохо конечное приложение для ввода данных о клиентах и продажах, но обеспечить всю технологическую часть внутренними ресурсами получается далеко не всегда. Если Вы сможете продумать вопросы отчетности и аналитики своими силами, а Ваши разработчики смогут все это воплотить — замечательно. Но помните — это потребует определенных временных и ресурсных затрат со стороны бизнес-пользователей, и разработчиков!